Наши представления о Раннем царстве, позволяют сделать вывод о том, что это Египет являлся сложившимся государством ещё при первой династии. Во главе данного государства стоял царь, являвшийся преемником верхне-египетских завоевателей. У царя было два головных убора: белый – это верхне-египетский, а также красный – это нижне-египетский. Они символизировали царскую власть над обеими землями. Данные короны также надевались вместе, т.е. одна на другую. С начала периода первой династии надписи величали царя «обеими владычицами», что, в свою очередь, являлось знаком соединения в лице царя богинь двух половин царства. С середины периода царствования первой династии появляется надпись «принадлежащих к Тростинке и Пчеле». Первая надпись знаменовала Верхний Египет, вторая – Нижний Египет. Данное название стало обычным обозначением фараона в качестве царя обеих половин Египта. Двуединый характер Египетского государства отражался и в наименованиях его учреждений: по цвету корон сокровищница Верхнего Египта именовалась «белым домом», сокровищница Нижнего Египта именовалась «красным домом». Царя данного древнего государства окружал многолюдный двор, который состоял из большого количества придворных чинов и разных прислужников. Значимость царской власти древнего Египта подчеркивалось полноценным обожествлением носителей данной власти. Царя считали разновидностью царского бога-покровителя Гора. К имени каждого царя добавлялось еще и особенно царское имя, например, Гор-Боец. Локализуя всю власть в руках царя, рабовладельческая знать или вельможи в действительности не выпускала его из собственных рук. Вельможи являлись обладателями значимых и особых должностей в хозяйстве царя. Древний Египет являлось централизованным государством практически на каждом этапе его становления и развития. Процесс объединения Египта в конце IV тысячелетия до нашей эры под началом единого царя ускорило создание в государстве централизованного бюрократического аппарата. Данный аппарат на региональном уровне являлся организованным по древним номам, а также был представлен правителями-номархами, храмовыми жрецами, вельможами и царскими чиновниками разных рангов. При помощи такого аппарата, время от времени одариваемого центральной властью, происходило последующее укрепление могущества фараона, который начиная с третьей династии не только обожествлялся, но и считался равноценным богам. Закономерным итогом изменений теологии Египта является тщательная разработка ритуала поклонения богу-фараону, возведение огромных пирамид в местах их захоронений. Пика могущества власть фараонов достигает в Новом царстве, в период окончательного утверждения основанной на военной силе и множественном бюрократическом аппарате имперской власти центра, который целиком подчинил себе управление продолжительной территорией. Приказания фараона соблюдались в обязательном порядке. Он являлся основным судьей и законодателем, назначал всех высших чиновников. В древнем Египте считалось, что урожай, справедливость в государстве, безопасность зависели от фараона-бога. Каждый социальный протест против царя являлся преступлением, направленным против религии. Фараону в качестве носителя высшей государственной власти, принадлежало основополагающее право на земельный фонд. Фараон мог жаловать землю совместно с государственными рабами для знати, чиновников, жрецов, мастеров. Также он жаловал титулы. Власть фараона передавалась по наследству, по крайней мере так было в период царствования той либо другой династии. Однако, династии часто менялись. Некоторые из фараонов царствовали всего по три-четыре года, что, в свою очередь, находило оправдание в теологии Египта, в представлениях египтян о власти. По данным представлениям божественности какого-либо фараона было недостаточно для того, чтобы родить нового фараона-бога. В единственного родившегося ребёнка должен войти бог, а именно, божественное царственное начало. Иначе все иные дети фараона становились бы сущностью бога-творца, а при многочисленности жен, а также наложниц, у фараонов их было бы очень много. Таким образом, цель написания реферата достигнута, все поставленные задачи выполнены.
1. Характеристика Древнего Египта 6
2. Анализ системы управления в Древнем Египте 9
2.1. Анализ характера царской власти в Древнем Египте 9
2.2. Анализ престолонаследия в Древнем Египте 12
Заключение 16
Список источников и литературы 19
Актуальность данной темы заключается в том, что изучение управления в древнем Египте в наше время не может считаться законченным. Данный факт можно объяснить открытием новых материалов, а также процессом постоянного переосмысления известной информации в виду оказания влияния новых подходов, которые часто появляются в исторической науке. Невзирая на длительный интерес к управлению в древнем Египте со стороны учёных-исследователей, в современное время остается всё ещё множество неразрешённых.
Цель написания реферата – изучить управление в древнем Египте.
Задачи, поставленные для достижения цели, заключаются в следующем:
1) изучить характеристику Древнего Египта;
2) проанализировать характер царской власти в Древнем Египте;
3) проанализировать процесс престолонаследия в Древнем Египте;
Предметом написания реферата является Древний Египет. Объект – управление в Древнем Египте.
Степень научной разработанности данной темы достаточно высока. Проблема изучения управления в древнем Египте представлена в научной литературе. Общие теоретические вопросы, характеристика, а также характерные особенности управления в древнеегипетском государстве рассматривались в работах отечественных и зарубежных авторов.
Для написания реферата использовались материалы статей в научных журналах, учебная и научная литература. Основными источниками стали труды В.А. Большакова, В.И. Кузищина.
Методологическая база исследования представлена анализом и синтезом, методом классификаций, методом индукции и дедукции.
Реферат состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы. В первой главе будет изучена характеристика Древнего Египта. Во второй главе планируется проведение анализа характера царской власти в Древнем Египте а также процесса престолонаследия в Древнем Египте.
2) Берлев О.Д. Два Царя – Два Солнца: к мировоззрению древних египтян / О.Д. Берлев – М.: ТК Велби, 2014 – 122с.
3) Берлев О.Д. Два периода Сотиса между Годом 18 царя Сену, или Тосортроса, и Годом 2 фараона Антонина Пия / О.Д. Берлев. – М.: АСТ-Пресс, 2015. – 258с.
4) Большаков В.А. Древнеегипетские царицы и их религиозно-политическая роль // Вопросы истории – 2015. – № 9. – С. 143 – 149.
5) Брестед Д. История Древнего Египта / Д. Брестед. – Минск: Типография, 2015. – 315с.
6) Кузищина В.И. История Древнего Востока. Тексты и документы: учеб. пособие/ В.И. Кузищина. – М.: Высш.шк., 2014. – 719 с.
7) Овчинникова А.Г. Легенды и мифы Древнего Востока / А.Г. Овчинникова. – М.: Проспект, 2014. – 574с.
8) Перепелкин Ю.Я. История Древнего Египта / Ю.Я. Перепелкин. – М.:Летний сад, 2014. – 608с.
9) Силиотти А. Египет. Долина царей / А. Силиотти. – М.: Академия, 2015. – 326с.
10) Тураев Б.А. История Древнего Востока / Б.А. Тураев. – М.: Наука, 2014. – 496с.