Для выполнения данного задания студенту необходимо решить ряд следующих задач, которые должны быть параллельно рассмотрены для обеих империй - для Османской империи: 1. Провести экскурс в историю средневекового Востока используя знания о становлении ислама: рассмотреть период становления Османской империи, как наследницы идей Халифата в ходе ее завоеваний на Западе и на Востоке (1299-1918 гг.) с учётом суннитского и шиитского факторов. 2. Необходимо определить, что было основным средством обогащения высших слоев Высокой Порты и их представление преференций высшим и низшим духовным лицам империи. Какие поместья получали духовные лица из государственного земельного фонда, необходимо раскрыть характер их прав на землю как тимариотов и зиаметов, 3. Входили ли духовные лица в подразделения османской армии содержались ли они за счет государства, на что жили, и как получали личные средства с пожалованной земли. Какие поместья обрабытывались турецкими крестьянами, а какие иноверцами (раятами). 4. Какой налог платили крестьяне в исламской системе государственности. 5. Сложившаяся форма религиозно-политического устройства Турции. Светским ли был Председатель правительства в Османской империи и подчинялся ли ему глава ведомства по делам религии. 6. Рассмотреть вопросы коррупционной составляющей религиозной бюрократии Османской империи. Откупная система, как главная составляющая мулл различных вилайетов государства. 7. Взаимодействие наместников областей и вассальных земель – эмиров и пашей с духовными лицами империи. Необходимо объяснить каким образом мусульманское духовенство представленное учеными богословами – улемами, взаимодействовало с верховной властью Султана. Почему сам Султан-Халиф по любому вопросу вынужден был советоваться с шейхом уль-исламом. 8. Почему высшее духовное лицо издавало фетву, то есть заключение о соответствии того или иного правительственного указа Корану. 9. Почему Султан мог сместить шейха уль-ислама, но не мог отменить фетву. 10. Разбираясь с вопросом о кризисе Османской империи в XVII- XVIII веках, следует признать, что кризис носил и религиозный характер. 11. Необходимо дать ответ на вопрос, почему турки-мусульмане, оккупировав огромные пространства, в своем экономическом и культурном развитии отставали от многих покоренных исламских народов. 12. Выяснить какое значение имело слово «турок» для многих правоверных (исповедующих ислам) народов. Рассматривая волнения в Ираке, освободительное движение на Аравийском полуострове возглавляемое ваххабитами, и неподчинение Египта в начале XIX века правительству Высокой Порты, необходимо понять, что на протяжении XVIII – XIX веков многочисленные мусульманские восстания на завоеванных территориях приводили к кризису и самой исламской власти Османской Империи. И то же для Могольской Империи: 1. Необходимо рассмотреть начало возникновения империи Великих Моголов, как наследницы Делийского Султаната её правителей, как представителей тюрского происхождения, исповедующих ислам суннитского толка правивших на Индостане с 1526 года по 1858 год, 2. Описать землевладения XVI–XVIII вв., мечетей и в противовес им индуистских и буддийских храмов подчеркнув монопольную роль исламского государства, которую выполнял Великий Могол. 3. Необходимо описать народы, входившие в состав Империи Великих Моголов в период Нового времени исповедовавших ислам. 4. Для Империи Великих Моголов XVI – XVIII вв. было характерно монопольное вмешательство ислама во все сферы жизни общества любых других конфессий при сохранении государственной формы собственности на землю. 5. Ислам и его взаимодействие с индуистским обществом разделённым на на ва?рны (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры («чистые», низшие), неприкасаемые). 6. Коран, Сунна и их противодействие Законам Ману (Манавардхама шастра). 7. Необходимо указать на различия между феодалами-мусульманами и индуистскими феодалами. 8. Рассмотреть разницу в иерархиях мусульманской и индийской общин. Этно – религиозные отличия и устройство индийской и исламской общин. Общинный совет — панджаят. Категории общинников (мирасдары, паттидары, пришлые арендаторы и ремесленники, слуги и рабы). Принцип джаджмани. 9. Увидеть одну из главных основ становления городов в Империи Великих Моголов - как религиозных центров. 10. Определить, отличалось ли присвоение светскими феодалами доли урожая в виде налога-ренты от того же присвоения духовными лицами - муллами 10. Выяснить, какие религиозные различия породили кризис империи Великих Моголов (сикхи, маратхи, джаты и др.) Исходя, из всего изложенного найти общее и частное в двух империях, как моделях государственного устройства с учётом исламского фактора: 1. Воспроизвести концепцию исламской модели государства, представленную в лекционном курсе. 2. Найти различия в образе формирования обеих империй с учётом имеющихся исходных конфессиональных данных (прерогатива возникновения исламской империи, этносы и народы, проживающие на данной территории исповедующие ислам, предшествующие мусульманские государственные образования, исламские союзы с другими странами и объединениями). 3. Выявить основные этапы конфессионального развития Османской и Могольской империй с превалированием исламского фактора, но с различными этническими составляющими. 4. Использовать эту концепцию в сравнительном анализе империй с учётом исламского фактора и показать их сходства и различия. 5. Необходимо помнить, что гуманитарное знание носит преимущественно описательный характер и использует, скорее, индуктивный, нежели дедуктивный подход, и это должно накладывать принципиальные ограничения на уровень теоретического осмысления проблемы.