Задать вопрос
Портал помощи студентам №1

Учебные работы на заказ без посредников
и переплат!

,

ул. Добролюбова, 16/2

support@professsor.com
Служба техподдержки
Заказ 1941
Курсовая: Крепостное право
Цена: 280
Дата создания: 2020 год
25 августа 2020
32 стр.
93 %
Описание работы

В России крепостное право явилось уникальной системой, охватывающей не только социо-экономические отношения, но и формирующей основы бытового и культурного уклада помещиков и крестьян. Формирование крепостного права обуславливалось историческими и культурными факторами. Известно, что экономическая зависимость была распространена на Руси задолго до возникновения самой крепостной системы. Крепостное право как феномен предполагало право собственности не только на землю или имущество, но и на человека. Самым зависимым сословием являлось крестьянство. Закрепощение крестьянина имело несколько разновидных форм, отличных разной степенью зависимости от помещика и условий пользования землей. Вопросы крепостного права охватывали период с 15-19 века, и имело разные варианты решения от максимального закрепощения до полного освобождения крестьянства. В своем развитии крепостничество прошло несколько этапов, каждый из которых был обусловлен определенным юридическим актом или указом, регламентирующим жизнь, свободу, условия работы на земле крестьян и права помещиков. Самой ранней формой социально-экономической зависимости было обельное холопство, или полное, получившее распространение с XV века. Отличительной чертой такой формы зависимости было то, что холоп не только сам находился в зависимости от своего господина, но и от его наследников. Первым собственно крепостническим законодательным источником стал судебник 1497 года. Именно с этого времени начинает формироваться крепостническая система со всем своим укладом. Суть крепостного права заключена в том, что крестьянин оказывался привязанным к земле, не имел прав на нее, а свой труд должен был оплачивать в виде оброка или барщины. Отмена крепостного права имела под собой ряд социо-политических проблем, направленных на усиление императорской власти и дворянства с одной стороны и экономический прогресс с другой. Положение крестьян по-прежнему требовало улучшений, что не было выгодно ни государству ни помещикам. В связи с этим крестьянская реформа не была завершена в полной мере. Роль крепостного права в России определяется двояко. С одной стороны, такая система отношений давала возможность государству поднять и восстановить производственные силы, удерживать под контролем обширные территории вновь присоединенных земель. Но с другой стороны, крепостничество выступало тормозящим фактором тех же социо-экономических процессов, так как у крепостного не было большого интереса развивать хозяйство своего господина. Несмотря на минусы, в условиях изменений и движений социального развития, крепостная система позволяло государству контролировать экономическую деятельность всех сословных групп в стране, и сосредотачивать финансовые ресурсы для решения внутренних и внешних задач. При рассмотрении вопроса о крепостном праве необходимо учесть, также и неодинаковые особенности регионов России по своим географическим и климатическим условиям, что так же оказало влияние на решение крестьянского и крепостнического вопроса. В целом проблема крепостничества была обусловлена не только историческими, но и бытовыми условиями, характерными для культуры России рассматриваемого периода.





Содержание
Введение 4
Глава 1 «Происхождение» крепостного права 7
1.1. Положение крестьянства на Руси в XIII-XIV вв. 7
1.2. Первые законодательные меры закрепощения крестьян 9
Глава 2. Формирование и развитие крепостного права 11
2.1. Начало закрепощения – судебник 1550 года 11
2.2. Соборное Уложение 1649 года 13
2.3. Завершение процесса установления крепостного права 15
3. Крепостная система XVIII-XIX века 20
3.1. Время абсолютизма 20
3.2. Отмена крепостного права 25
3.3. Значения и последствия отмены крепостного права для России 28
Заключение 30
Список литературы 32
Свернуть
Введение
Актуальность. Крепостное право является уникальной в своем роде системой, просуществовавшей не одну сотню лет, в нем для многих виделась причина отсталости России, против него выступали яркие представители своего времени. Крестьяне составляли около 90% населения Российской Империи, значительная их часть находилась в крепостной зависимости, учитывая это можно говорить, что история Российского крепостного права – суть история России.
В отечественной истории и смежной с ней научных знаниях значительное влияние уделено проблеме крестьянства и крепостного права. Исследование данной проблемы обладает исключительной важностью для понимания хода развития российского государства и культуры на этапе складывания капиталистических отношений. Начиная с эпохи крепостничества, закладываются основы межклассовых отношений, определивших весь дальнейший путь развития России.
Термин «крепостное право» возникает довольно поздно и отсутствует в древних летописях. Мы не встретим его ни в сборнике норм древнерусского права - «Русской правде», ни в законодательных актах средневековья.
Начало данному термину положило понятие «крепость», которое применялось в отношении документального выражения правового статуса. В отношении феодально-зависимого частновладельческого населения данный термин стал применяться лишь в XVII веке,
Сам термин Крепостное право представляет собой систему отношений подчиненную обычаям и санкционированную нормами писаного закона. Оно определяет право феодалов не только на труд и имущество непосредственных производителей, которыми выступали крестьяне, но и на личность. То есть крепостное право является юридическим выражением несвободы крестьян, их феодальной зависимости от собственников земли.
Не последнее место занимает вопрос о происхождении феномена крепостничества и крепостного права. В XIX веке были созданы две теории, пытающиеся объяснить этот феномен.
Согласно «указной» теории, сторонником которой явился С. Соловьев, крепостничество в России послужило результатом правовой системы, в основу которой легли указы крепостнического содержания, которые имели традиционный характер и издавались в течение многих веков. «Без указная» теория не отрицает роли юридических указов, согласно которым происходило закрепление крестьян за определенным участком земли. Но сами указы, как считают сторонники данной теории – лишь следствие уже сформировавшихся в сфере экономики крепостнических отношений, юридическая сторона играет здесь вспомогательную функцию.
В советской историографии крепостничество рассматривалось как результат классовой борьбы между крестьянами и феодалами-помещиками в XIV-XVI веках. В. О. Ключевский говорил о крепостном праве, что это «сложный институт, который сложно определить». Так как действительно, система крепостных отношений выходит за рамки только юридические или экономические, а охватывает и социокультурную сферу, формируя особый культурный пласт.
По степени изученности данная проблема является изученной в значительной мере. Тема крепостного права многократно возникала в научных исследованиях разного характера. Стоит отметить, что ряд проблем в отношении крестьянской реформы имеет много пробелов и неточностей. Наиболее полно рассмотрена тема отмены крепостного права и его значимости в развитии русской истории.
Для данного исследования ценную роль сыграли работы таких авторов как Беллярминов И., Головатенко А., Федоров В.А., Тюкавкин В.Г., а также другие авторы, уделившие внимание истории России в период развития и завершения крепостничества.
Не менее ценными для исследования стали работы таких историков как Боханов, Зуев, Ключевский. Работы, которых позволили рассмотреть проблему крепостничества во всей культурно-исторической полноте.
Объект исследования – история России 14-16 веков
Предмет – крепостное право
Цель данной работы заключается в рассмотрении не только периодизации крепостного права, но и его влияния на весь культурно-исторический процесс русского государства.
Для достижения цели определен ряд задач:
- изучить ход развития крепостного права,
- рассмотреть предпосылки и причины отмены крепостного права,
- рассмотреть особенности крестьянской реформы
- определить значимость крепостного права в судьбе российского государства

Свернуть
Список литературы
1. Боханов А.Н. История России с начала XVIII до конца XIX века / А.Н. Боханов, М.М. Горинов. - М.: АСТ, 2001. - 543с.
2. Буганов В.И.История России: конец XVII - XIX в. / В.И. Буганов, П.Н. Зырянов. - М.: Просвещение, 1996. – 372 с.
3. Головатенко А. История России: спорные проблемы: пособие для поступающих на гуманитарные факультеты. - Изд. 2, испр. и доп. / А. Головатенко. - М.: Школа-пресс, 2005.- 352 с.
4. Дружинин Н.М. Русская деревня на переломе: 1861 – 1880/Н.М. Дружинин.- М., 1978.-287 с.
5. Зуев М.Н. История России с древнейших времён до конца XX века: Учеб.пособие/ М.Н. Зуев.- М.:Дрофа,2007.- 928с.
6. История государства и права России: учебник для вузов/ под ред.С.А.Чибиряева, - М.: изд.Былина, 2006 – 528 с.
7. История России с древнейших времен до 1917 года / В.В.Каргалов, Ю.С.Савельев, В.А.Федоров. - М.: Изд-во «Русское слово», 1998.-400 с.
8. История России с древнейших времен до второй половины XIX века. Курс лекций / Под ред. проф. Б. В. Личмана. Екатеринбург: Урал. гос. техн. ун-т, 1994. - 304 с.
9. Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций в 3 кн. Кн. 3. Переиздание / В.О. Ключевский. - М.: Мысль, 1997. - 584 с.
10. Личман Б.В. История России с древнейших времен до конца XIX века. Учебное пособие / Б.В. Личман. - Екатеринбург.: Изд-во «СВ-96», 2001. – 386 с.
11. Маньков А.Г. Законодательство и право России второй половины XVII в/А.Г. Маньков. - М.: Наука. 1998. - 216 с.
12. Маньков А. Г. Развитие крепостного права в России во второй половине XVII в./А.Г. Маньков - М.; Л., 1962 – 318 с.
13. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. - М.: Издательская группа ИНФРА-М - НОРМА, 2005. - 592с.
14. Орлов А.С. и др. История России с древнейших времён до наших дней. Учебник / А.С. Орлов. - М.: Проспект, 2006. - 520 с.
15. Платонов С. Ф. Лекции по русской истории / С.Ф. Платонов. - Петрозаводск: АО «Фолиум», 1996. - 838 с.
16. Пушкарев С. Г. Обзор русской истории / С. Г. Пушкарев. - Ставрополь: Кавказский край, 1993. - 416 с.
17. Сахаров А.Н., История России с древнейших времен до конца XVII века/ А.Н. Сахаров., А.П. Новосельцев - Москва, “АСТ”, 2001 - 543с.
18. Тюкавкин В.Г. История СССР, 1861-1917 гг. Учебник для студентов пед. ин-тов. по спец. «история» / В.Г. Тюкавкин, В.А. Корнилов, А.В. Ушаков, В.И. Старцев. - М.: Просвещение, 1989.- 463 с.
19. Федоров В.А. История России 1861-1917 / В.А. Федоров. - М.: Высш. шк., 2002. - 437 с.
20. Федоров В.А. Конец крепостничества в России (документы, письма, мемуары, статьи)/В.А. Федоров. - М.: Изд-во МГУ, 1998 . - 307 с.
21. Юридическая энциклопедия.- М.:изд.Эксмо, 2010 -972 с.


Свернуть
Описание работы
Введение Брак есть таинство, в котором при свободном, пред священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей. Пространный Православный КатехизисПравославный Катехизис (от греч. поучение) - религиозная книга. Изложение христианского вероучения в форме вопросов и ответов. Брак - семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению к друг другу и к детям. Церковный брак - брак, заключенный по религиозным обрядам. Церковное бракосочетание -- христианское таинство благословения жениха и невесты, изъявивших желание жить совместно, как муж и жена в течение последующей жизни. В более широком, государственно-правовом смысле, вид брака, заключаемый в религиозных институтах. В ряде стран существует наряду с институтом гражданского брака; до начала XX века был единственным видом брака, влекшим за собой юридические последствия, в большинстве стран Европы. В России упразднён в 1918 году. Традиционно, бракосочетанию предшествует помолвка -- уведомление окружающих о том, что двое собираются вступить в брак и могут оказывать друг другу знаки внимания. В дореволюционной России имел юридическую силу только церковный брак. Цель исследования – изучить брак христиан с иноверцами в Российской империи 1905-1919: с закона о веротерпимости до декрета о свободе совести Задачи: 1. Изучить понятие брака 2. Выявить условия, препятствия и порядок регистрации брака 3. Описать историю установления церковного брака 4. Изучить брак христиан с иноверцами в Российской империи 1905-1919: с закона о веротерпимости до декрета о свободе совести Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы
Свернуть
Курсовая
Россия в 17 веке
05.09.20 Описание
18 стр.
47%
Автор Гоги
0
0
- -
Цена: 150
Описание работы
Состав Думы был расширен Михаилом Федоровичем — так он отблагодарил тех, кто поддержал его воцарение (до ста человек). Причем в Думу входила теперь не только родовая аристократия, но и представители незнатных родов. Увеличение численного состава Думы сделало ее слишком громоздкой и вынудило царя создать более гибкий орган управления, состоявший из наиболее доверенных лиц — «ближ¬нюю» («малую», «тайную») Думу, которая постепенно заменила собой «большую». В полном составе Боярскую думу стали созывать все реже. «Ближняя» дума сосредоточила в своих руках решение многих вопросов государственного управления. В XVII веке главной административной единицей оставался уезд. К концу века их насчитывалось более 250. Уезды, в свою очередь, делились на станы и волости. С самого начала века во главе уездов и ряда приграничных городов царь назначал воевод. Они не только возглавляли местные военные отряды, но и обладали высшей административной и судебной властью: отвечали за сбор налогов, выполнение населением повинностей, вершили суд. Для преодоления последствий Смуты необходимо было принять множество новых законов. В 1649 г во время правления Алексея Михайловича во главе с князем Н. И. Одоевским выло составлено Соборное уложения. Основная задача экономики страны первой половины XVII в. состояла в преодолении последствий «великого московского разорения». Сельское хозяйство восстанавливалось не скоро, причинами того были маломощность мелких крестьянских хозяйств, низкая урожайность, стихийные бедствия, недороды. Развитие этой отрасли хозяйства сильно и долго тормозили последствия «литовского разорения». Был разработан проект государственно-административного переустройства страны. Положение в стране оставалось сложным. Россия нуждалась в дальнейшем продвижении по пути цивилизации. Правительство царевны Софьи (1682 — 1689) продолжило реформы, начатые при царе Федоре Алексеевиче. В XVII в. произошел ряд народных выступлений, вызванных как общей закрепостительной политикой государства, ухудшением материального положения масс, укреплением самодержавия, так и конкретными историческими факторами. Соляной бунт. Поводом к восстанию послужил разгон стрельцами 1 июня 1648 г. толпы москвичей, пытавшихся подать царю, возвращавшемуся с богомолья, челобитную грамоту. Вскоре толпа ворвалась в Кремль, а стрельцы, долгое время не получавшие жалованья и также недовольные политикой правительства Морозова, отказались выполнять приказы. Оказавшись один на один со стихийно сложившейся «коалицией» из служилых «по отечеству», посадских людей и стрельцов, растерявшаяся власть вынуждена была пожертвовать теми своими представителями, которые оказались наиболее ненавистны народу. На растерзание толпе отдали главу Земского приказа Л. Плещеева и окольничего П. Траханиотова, возглавлявшего Пушкарский приказ. Б. Морозова царю удалось спасти. Церковная реформа 1652 года положила начало расколу в церкви. Все предложенные изменения были одобрены на церковном соборе 1654 года (например, троеперстие). Однако слишком резкий переход к новым обычаям привел к появлению немалого количества противников нововведений. Оппозиция сформировалась и при дворе. Переоценивший свое влияние на царя патриарх попал в опалу в 1658 году. Уход Никона был демонстративным. Сохранив свои богатства и почести, Никон все же, был лишен всякой власти. В 1666 году на Соборе при участии патриархов Антиохийского и Александрийского с Никона сняли клобук. После этого бывший патриарх был сослан на Белое озеро, в Ферапонтов монастырь. Нужно сказать, что там Никон вел далеко не бедную жизнь. Низложение Никона стало важным этапом церковного раскола 17 века.
Свернуть
31.03.20 Описание
28 стр.
63%
Автор Гоги
0
0
- -
Цена: 240
Описание работы
Исходя из проведенного исследования можно сделать следующие выводы: Во многих культурах мира умершие подразделяются на несколько категорий, в зависимости от той посмертной судьбы, которая им приписывается. Как правило, предкам-покровителям, отправлявшимся в загробный мир, противопоставляются злые духи (призраки), которые лишены возможности приобщиться к нему. Существуют определенные закономерности, предопределяющие, в какую из этих категорий попадут умершие. Предками-покровителями становятся "правильные" умершие, имевшие при жизни определенный статус, определенным образом принявшие свою смерть и удостоенные нормативного погребения. В призраков, напротив, обращаются умершие, чья жизнь, смерть или проводы нарушали принятые нормы, их можно охарактеризовать как "неблагополучных покойников По всей видимости, представления и ритуалы, связанные с «забытыми покойниками», имеют прямое отношение к нормам социальной памяти в аграрной культуре, подразумевающим особую связь между живущими и умершими кровными родственниками и, соответственно, необходимость специальных меморативных ритуалов, одновременно сополагающих и разграничивающих мир живых и мир мертвых. «Забытыми» в этом контексте могут оказываться и представители давно ушедших поколений, и покойники, лишившиеся поминовения вследствие демографических изменений: запустения конкретных территорий из-за голода и эпидемий, миграций общин или отдельных семей и т. д. Что касается вышеописанных представлений о смерти и умерших, то они, как я думаю, позволяют говорить о своеобразном, если так можно выразиться, «биоценозе» сообществ живых и покойников. И связи, и границы между деревней и соседствующим с ней миром мертвецов как бы дублируют родственные и социальные отношения между живыми. Такой тип отношения к умершим, по всей вероятности, обусловлен спецификой повседневной жизни в аграрных культурах, где человек испытывает чувство особой близости не только к природному окружению, но и в отношении членов своей семьи и общины. Как уже было сказано, городская культура смещает акценты и в том, что касается семейных либо общественных связей, и применительно к восприятию смерти. И социальные взаимодействия, и способы воображаемой коммуникации с покойниками опосредуются в индустриальных и постиндустриальных обществах техникой, сложной структурой информационных потоков, многообразием медиальных средств. Однако и в подобных мирах «вытесненной смерти» сохраняются и по-своему развиваются основные тенденции погребальной традиции: стремление изолировать умершего, избавить живых от его порой опасного присутствия и тяга к сохранению связи с покойным, регулируемая специальными ритуальными средствами и артефактами, будь то поминки, надгробие или эпитафия.
Свернуть
Показать еще готовые работы Свернуть Все работы
Не нашли подходящую работу? — Заказывайте!
Вход на сайт
Войти
Данная функция доступна только
для зарегистрированных пользователей
Пожалуйста, авторизуйтесь, или пройдите регистрацию
Войти
Подтвердите ваш e-mail

Для завершения регистрации подтвердите свой e-mail: перейдите по ссылке, высланной вам в письме.

После этого будет создан ваш аккаунт и вы сможете войти на сайт и в личный кабинет.

ОК