Существует ли духовно-нравственный прогресс? Данным вопросом задаются мыслители на протяжении всей человеческой истории. Сегодня в эпоху научно-технического прогресса он не утратил своей актуальности, но напротив, приобрел дополнительную значимость. Прежде чем мы рассмотрим различные точки зрения по данной проблеме, дадим определение дефиниции духовно-нравственного прогресса. Согласно толковому словарю Ожегова, духовность – это ничто иное, как свойство души, заключающееся в преобладании духовных и нравственных интересов над материальными. Современный экономический словарь определяет духовность как интенцию человека к вечным ценностям, таким как истина, красота и добро. Духовность понимается как способ человеческого существования, системообразующая функция которого является определяющей в единой структуре психофизиологической и социокультурной жизни индивида. Именно духовность является основой преемственности поколений, поддержания человеческого и человечного образа жизни. Для определения нравственности обратимся к философскому энциклопедическому словарю. Нравственность – это образцы поведения, принятые в обществе. Нравственность и мораль зачастую воспринимаются как синонимы, но Гегель в своих трудах четко их разделяет, понимая под нравственностью объективную, вневременную, общечеловеческую совокупность идеальных норм поведения и взаимоотношения людей, а под моралью – исторически изменчивое несовершенное воплощение нравственности во времени и пространстве. Прогресс – это поступательное движение, улучшение в процессе развития. Таким образом, духовно-нравственный прогресс – это поступательное развитие и совершенствование нравственных норм, установок, моральных принципов, нравственных и духовных интересов общества во временном направлении. Возможен ли вообще духовно-нравственный прогресс? Ведь истинные нравственные нормы и принципы, заложенные в Священном Писании, не утратили своей актуальности и являются столпами морали и духовности. По каким признакам мы можем определить духовно-нравственный прогресс или же напротив говорить о регрессе или стагнации? Эта актуальная проблемы всегда вызывала множество вопросов, на которые сложно дать однозначные ответы. В научной литературе встречаются три точки зрения по проблеме духовно-нравственного прогресса человечества, рассмотрим каждую из них в отдельности. Первой точки зрения придерживались как теологи и мыслители прошлого, такие как Ж.Ж. Руссо, Жозеф де Местр, так и многие современные ученые. Согласно ей, с ходом истории человечество не только не прогрессирует в духовно-нравственном направлении, но и напротив наблюдается регресс духовности, нравственности и морали. Эта точка зрения вполне обоснована и кроме этого имеет подтверждение в Священных Писаниях. Согласно Библейскому повествованию люди были созданы по образу и подобию Бога, то есть были безгрешны, совершенны и невинны. Но затем благодаря проискам искусителя согрешили и погрязли в злых делах. Логично, что, отдаляясь от момента создания человека, нравственность и духовность становятся менее значимыми категориями в обществе. Вторая теория носит условное название «шаг на месте», которое в полной мере отражает сущность данного взгляда по исследуемой проблеме. Согласно ей, не существует ни духовно-нравственного прогресса, ни духовно-нравственного регресса, а есть состояние стагнации и прохождения одного, замкнутого, повторяющегося круга. Возможно, этот взгляд основан на словах из книги Экклезиаста: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас. Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после». Третий ответ на вопрос гласит: с поступательным ходом истории человечество прогрессирует и в умственном, и в духовно-нравственном отношениях. Приверженцы этого взгляда разделяются на два течения. Первые утверждают, что духовно-нравственный прогресс является непрерывным и постоянным. Данная теория непрерывного прогресса развивалась в теории Лейбница о «предустановленной гармонии» и красноречиво выражается в высказывании: «Все идет к лучшему в этом наилучшем из миров». Второе ответвление этой теории признает духовно-нравственный прогресс, но не считает его непрерывным и постоянным. Приверженцы данной теории признают существование духовно-нравственного прогресса, но не считают его постоянным и непрерывным. Напротив, они полагают, что человечество, в общем и целом улучшается нравственно, но духовно-нравственный прогресс может сменяться регрессом или стагнацией в определенные исторические периоды развития общества. Приверженцами этой теории являются Кондорсэ, О. Конт, Спенсер, а также многие современные социологи и историки. Следует согласиться с данным взглядом, несомненно, духовно-нравственный прогресс в общечеловеческом масштабе существует. Важнейшими нравственными категориями являются правдивость и искренность, почитание культурных традиций и семейных ценностей, терпимость и толерантность. Данный факт, несомненно, является положительным и говорит о возможности позитивного взгляда в будущее, вселяя надежду, что современная молодежь в состоянии сформировать правильные духовно-нравственные ценности и передать их следующему поколению, что будет являться признаком духовно-нравственного прогресса. Результаты исследования позволяют сделать нам вывод о том, что последнее время в нашей стране формируется тенденция утраты жизненных ценностей и моральных норм гражданами. Большая часть молодых людей, относят себя к категории духовно-нравственных людей, хотя в то же самое время отвечают, что могут совершить безнравственный поступок. Такое противоречие говорит о неполной осознанности молодых людей. У современной молодежи отсутствует мотивация к соблюдению норм морали и нравственности. Отсутствие духовного воспитания является причиной этого. Для того чтобы воспитать юного гражданина, в первую очередь нужно привить ему духовность. Вопрос формирования духовности у молодежи выходит на первый план как проблема проявления осознанности взрослой жизни для молодого поколения. Данные полученные во время исследования говорят о том, что современная молодежь испытывает дефицит нравственности. Ценности и идеалы современной молодежи не в полной мере отражают канонические понятия духовности и нравственности, но тем не мене их нельзя назвать совершенно безнравственными. Современная молодежь готова к принятию новых более высоких норм и идеалов. Таким институтам регулирования общественной жизни как государство и религия необходимо направить все силы на формирование здорового в духовно-нравственном отношении поколения, которое в свою очередь сможет обеспечить достойное будущее нашей страны. В современных условиях необходимость оценки уголовно-правовых норм с точки зрения их нравственной обоснованности не вызывает сомнений, так как именно нравственные нормы служат для согласования деятельности множества индивидов и такая оценка может показать дальнейшие пути совершенствования норм уголовного права. По справедливому замечанию Т. А. Маниной, «нравственность и уголовное право — это сложные системы, в каждой из которых есть нормативные сферы, которые обладают определенными признаками и выражают общие и специфические свойства, на основе которых складываются определенные общественные отношения». Нормы нравственности и права — обязательные и взаимосвязанные регуляторы социального поведения. Их появление связано с необходимостью обеспечить функционирование общества путем согласования интересов людей и их подчиненности определенным правилам. Нравственность шире понятия права, так как право «выбирает» из общественных отношений те, которые будут закреплены и урегулированы при помощи закона. Применяя категории нравственного и безнравственного к понятию «преступление», можно утверждать, что преступление — это самая крайняя форма безнравственного поведения, ставшего общественно опасным. Несмотря на имеющиеся различия в понятиях «право» и «нравственность», можно утверждать, что на уровне уголовного законодательства в целом нравственность выражается в использовании в качестве юридического критерия допустимости проступков людей, в признании преступлениями того ограниченного круга видов поведения, в борьбе с которым все другие социальные меры, кроме уголовно-правовых, неэффективны. Рассматривая вопросы соотношения права и нравственности применительно к институту наказания в уголовном праве, можно сказать о том, что наказание обусловлено нравственными идеями, являясь необходимым средством закона для обеспечения идеи справедливости, заложенной в принципах уголовного законодательства. Бесспорно, что вынужденное ограничение прав и свобод человека, совершившего преступление, при применении к нему уголовного наказания является нравственным. Вместе с тем нельзя не упомянуть о тенденциях гуманизации уголовного права, которые проявляются, например, в отказе от наказаний, унижающих человеческое достоинство и причиняющих физические и психические страдания. В частности, такой вид наказания, как смертная казнь, противоречащий нравственной направленности наказания, переживает необратимые изменения, постепенно изживая себя. Сложными являются вопросы криминализации и декриминализации некоторых деяний при отсутствии единого мнения о том, нравственно такое деяние или безнравственно. В статьях Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ) нравственные основы уголовного права проявляются особенно четко. Примером этому может служить проблема легализации эвтаназии, затрагивающая как правовые аспекты, так и аспекты медицины и этики. С позиции нравственности не может быть воспринята ни одна из форм активной эвтаназии, и лишь в исключительных случаях могут рассматриваться методы пассивной. Цель же медицинской профессии противоречит намеренному прекращению человеческой жизни, даже совершённому из чувства милосердия. Вопрос о введении нормы, устанавливающей более мягкую санкцию, чем за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ, обсуждается давно. Легализация эвтаназии недопустима, но может быть рассмотрен вопрос о включении в УК РФ отдельного привилегированного состава преступления, предусматривающего уголовную ответственность за убийство по мотиву сострадания к потерпевшему. Будучи передовым направлением современной медицины, трансплантология и связанные с ней отрасли ставят на повестку дня множество актуальных юридических и этических вопросов. Цели и области применения частей человека на протяжении значительного времени менялись в зависимости от уровня развития науки и техники, а соответственно, и от стоящих в тот или иной исторический период перед обществом задач. Например, в древности органы и ткани человека в основном использовались служителями культа (жрецами, шаманами и т. п.) для проведения различных обрядов и церемоний, которые обычно носили сакральное значение. Позднее использование частей человека приобрело большое значение для ученых естественных наук, изучавших строение, развитие и функционирование человеческого организма. При современном уровне развития медицины органы и ткани требуются в большом объеме для трансплантации. В соответствии с ФЗ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» трансплантация органов и тканей человека служит средством спасения жизни и восстановления здоровья граждан и должна осуществляться на основе соблюдения законодательства РФ и прав человека в соответствии с гуманными принципами, провозглашенными международным сообществом, но интересы человека должны стоять в этом вопросе выше интересов общества или науки. С этической стороны вызывают дискуссии вопрос о получении согласия у погибшего ещё при его жизни или у его родственников. С одной стороны, речь идёт о спасении человеческой жизни, а с другой, — нравственно-этические нормы, которые не позволяют не только на уровне моральном, но и на уровне законодательном изъятие человеческих органов у умерших как действие, подпадающее под деяние нормы о запрете надругательства над телами умерших предусмотренного ст. 244 УК РФ. Таким образом, самым значимым в этой области считается вопрос об отсутствии предварительного согласия умершего человека на трансплантацию его органов. С одной стороны, изъятие органов может стать спасением человеческой жизни, с другой стороны, — образует состав такого уголовно-наказуемого деяния, как надругательство над телами умерших. В законодательстве содержатся также определенные ограничения и запреты по отношению к продукции, непосредственно связанной с частями человека. Именно государством обусловлен действующий в РФ запрет на клонирование человека. Как отмечается в преамбуле ФЗ «О временном запрете на клонирование человека», данный запрет вводится «исходя из принципов уважения человека, признания ценности личности, необходимости защиты прав и свобод человека и учитывая недостаточно изученные биологические и социальные последствия клонирования человека. С учетом перспективы использования имеющихся и разрабатываемых технологий клонирования организмов предусматривается возможность продления запрета на клонирование человека или его отмены по мере накопления научных знаний в данной области, определения моральных, социальных и этических норм при использовании технологий клонирования человека». В нашей стране в соответствии с нравственно-этическими нормами существует запрет на клонирование, но уголовная ответственность за нарушение запрета не установлена, хотя зарубежный опыт в этой сфере имеется. Соотношение норм нравственности и уголовно-правовых характеризуется единством в сущности и взаимодействием. Единство не исключает противоречий между уголовным правом и нравственностью по некоторым вопросам, но неоспоримым является необходимость совершенствования уголовного законодательства только на основе норм нравственности.
ГЛАВА 1. МОРАЛЬ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 6
1.1 Понятие морали и её история развития 6
1.2 Значение норм нравственности и морали для права 18
ГЛАВА 2. УГОЛОВНОЕ ПРАВО: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 34
2.1 Понятие уголовного права, его сфера действия и задачи 34
2.2 Особенности уголовно-правовой нормы 48
ГЛАВА 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНОГО ПРАВА И НОРМ МОРАЛИ 55
3.1 Соотношение морали и принципов уголовного права 55
3.2 Проблемы взаимодействия уголовно-правовых норм и норм морали. Противоречия между нормами уголовного права и морали 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87
На основании представленного материала были выявлены схожие черты между нормами морали и уголовно-правовыми положениями, выражающиеся в принципах уголовного права. Различия заключаются в определении мер и видов наказаний за совершение преступления.
Цель дипломной работы заключается в раскрытии особенностей соотношения морали и уголовного права.
Задачами дипломной работы являются:
1. Установить соотношение морали и принципов уголовного права;
2. Проанализировать проблемы взаимодействия уголовно-правовых норм и норм морали. Выявить противоречия между нормами уголовного права и морали.
Объектом дипломной работы выступают научные положения, теории и взгляды ученых, которые касаются вопроса соотношения норм морали и уголовного права
Предметом дипломной работы выступают уголовно- правовые нормы, теоретические и практические положения, позволяющие установить соотношение морали и уголовного права.
Гипотеза. Проводя соотношение между нормами морали и нормами уголовного права, можно сделать следующие выводы:
1. И нормы морали и нормы уголовного права регулируют общественные отношения.
2. Нормы уголовного права осуществляют регулирование на основе положений закона. Мораль осуществляет регулирование на существующих религиозных устоях поведения человека и сложившихся правил поведения в обществе.
3. Принципы морали и принципы уголовного права имеют много общего. Поэтому можно говорить о том, что нормы морали нашли свое отражение в принципах уголовного права.
4. В качестве существенного отличия норм морали от уголовного права следует назвать различные подходы к ответственности за совершение преступления. Так, в рамках уголовного права устанавливается определенная система наказаний, которая используется судами при принятии решения. В рамках морали каких-либо определенных мер наказаний не существует, указывается лишь на последствия такого поведения: порицание со стороны окружающих, совесть, чувство вины и др.
Методы исследования:
1. Анализ;
2. Дедукция;
3. Общенаучный метод;
4. Исторический метод.
Структура работы представлена:
1. Аннотацией;
2. Введением;
3. Тремя главами, объединенных семью параграфами;
4. Выводами;
5. Заключением;
6. Списком использованной литературы.
Результаты работы:
1. Рассмотрены категории «мораль» и «право»;
2. Установлены общие и отличительные их черты;
3. Проведено соотношение между «моралью» и «правом».
Личный вклад автора:
В процессе исследования было установлено, что право и мораль имеют общие черты, которые помогают им взаимодействовать друг с другом. Но, имеются и существенные отличия, которые не позволяют их отождествлять.
1. Конвенция о правах инвалидов (Заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006) // Бюллетень международных договоров. 2013. N 7. С. 45 - 67.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть первая – четвертая [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
4. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // Российская газета. – 1995. - N 234.
5. Указ Президента Республики Беларусь от 24 мая 2007 г. №244 «О криминологической экспертизе проектов законов Республики Беларусь»
Литература
1. Бородай Ю. М. От фантазии к реальности. М., 1995. – 400 с.
2. Бабаев М., Пудовочкин Ю. «Мертвые» нормы в Уголовном кодексе: проблемы и решения // Уголовное право. 2014. N 6. С. 9.
3. Басов В.О. Проблема нравственности в современном российском законодательстве // Гуманитарные исследования. 2002. N 5. С. 8.
4. Васильев П.В. Автоматические санкции в российском праве (теория, практика, техника): Монография / Под ред. В.А. Толстика. М.: Юрлитинформ, 2016. – 178 с.
5. Волженкин Б.В. Российское уголовное право: традиции, современность, будущее. СПб., 2012. – 78 с.
6. Гиренок Ф. Абсурд и речь. Антропология воображаемого. М., 2012. – 56 с.
7. Гальперин П. Я. Введение в психологию. М., 1999. – 380 с.
8. Галактионов С.А. Принцип справедливости: уголовно-правовой аспект: Дис. канд. юрид. наук. Рязань, 2004. – 77 с.
9. Демидов Ю.А. Социальная ценность и оценка в уголовном праве. — М., 1975. — 99 с.
10. Дубровский Д. И. Проблема свободы воли и современная нейронаука // Журнал высшей нервной деятельности. 2017. Т. 67. № 6. С. 741.
11. Еллинек Г. Социально-этическое значение права, неправды и наказания. М.: Изд-во H.H. Клочкова, 1910. – 110 с.
12. Иванов, Н.Г. Уголовное право России. Общая и Особенная части: Учебник для вузов. / Н.Г. Иванов. – М.: Экзамен, 2015. – 330 с.
13. Игнатов А.Н. Курс российского уголовного права : в 2 т. / А.Н. Игнатов, Ю.А. Красиков. — М. : Норма : Инфра-М, 2001. — Т. 1. — 350 с.
14. Избирательное право и избирательный процесс в решениях Конституционного Суда Российской Федерации. 2008-2012. В 2 томах (комплект из 2 книг). – М.: Москва, 2012. – 280 с.
15. Кoвaлeв М.И. Poссийскoe угoлoвнoe пpaвo // Пpaвo. — 2005 г. № 10. — с. 17—23.
16. Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, И. М. Тяжковой. М., 2002. – 120 с.
17. Козлов, А.П. Механизм построения уголовно-правовых санкций / А.П. Козлов. – Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 1998. – 408 с.
18. Конев А.Н. Идеологические основы жизненного воплощения принципа презумпции невиновности // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2015. N 4(32). С. 120
19. Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Криминология и проблемы декриминализации // Журнал российского права. 2012. N 4. С. 106.
20. Кругликов Л.Л. Виды юридических конструкций в уголовном праве // Юридическая техника. — 2013. — №7-2. — С. 53.
21. Кияйкин Д.В. Уголовно-правовой принцип законности: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2001. – 190 с.
22. Лебедева Е.П., Минина А.А., Перепадя С.М., Ризк О.А. О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" до 2020 года: проблемы законодательства и правоприменения // Социальное и пенсионное право. 2016. N 3. С. 26 - 30.
23. Лон Фуллер: Мораль права, 2007 г. – 220 с.
24. Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. М., 1986. – 140 с.
25. Мальцев Г.В. Социальные основания права. М., 2007. – 350 с.
26. Мальцев В.В. Принципы уголовного права и их реализация в правоприменительной деятельности. СПб., 2004. – 80 с.
27. Наумов, А.В. Российское уголовное право. Общая часть/ А.В. Наумов. М.: Проспект, 2016. – 450 с.
28. Правовая система социализма. В 2-х кн. / под ред. А.Н. Васильева. М., 1986 - 1987. Т. 1. – 218 с.
29. Поляков А.В. Власть и право. Из истории русской правовой мысли: Хрестоматия / сост. A.B. Поляков, И.Ю. Козлихин. Л.: Лениздат, 1990. – 88 с.
30. Пудовочкин Ю.Е., Пирвагидов С.С. Понятие, принципы и источники уголовного права: сравнительно-правовой анализ законодательства России и стран Содружества Независимых Государств. СПб., 2003. – 109 с.
31. Профессиональная этика юриста: Учебное пособие. - Екатеринбург: Издательский дом УрГЮА, 2014. – 230 с.
32. Тоболкин П.С. Социальная обусловленность уголовно-правовых норм. Свердловск, 1983. – 120 с.
33. Тарасенко В.Г. Общие основания этики и права // Актуальные проблемы правоведения. 2007. N 1. С. 5.
34. Уголовное право, уголовно-исполнительное право и криминология. – М.: 2007. – 134 с.
35. Уголовный закон: опыт теоретического моделирования / Под ред. С.Г. Келиной, В.Н. Кудрявцева. М., 1987. – 340 с.
36. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник для бакалавров / отв. ред. А. И. Рарог. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Проспект, 2016. – 450 с.
37. Уголовное право. Общая часть: учебник / отв. ред. И. Я. Козаченко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2016. – 420 с.
38. Уголовное право. Общая часть: Учебник под ред. А.И. Рарога. – М.: Проспект, 2016. – 350 с.
39. Филимонов В.Д. Охранительная функция уголовного права / В.Д. Филимонов. — СПб. : Юрид. центр Пресс, 2003. — 190 с.
40. Филимонов В.Д. Принципы уголовного права. М., 2002. – 98 с.
41. Филимонов В.Д. Криминологические основы уголовного права. Томск,1981. – 45 с.
42. Шавеко Н.А. Право и мораль Соотношение в общетеоретическом аспекте. Ижевск: ФГБОУ ВПО «Удмуртский гос. уг-т», 2014. – 90 с.
43. Юридическая этика: Учебное пособие/ Н.И.Порубов, А.Н.Порубов. - Мн.: Выш.шк., 2013. – 330 с.
Интернет-ресурсы
1. В Мурманске проверяют кафе, куда не пустили детей-инвалидов Опубликовано 02.06.2017 // http://novostnash.ru/russia/2017/06/02/573633-v-murmanske-proveryayut-ka
2. Демченко Т.А. ПРАВО, НРАВСТВЕННОСТЬ И СПРАВЕДЛИВОСТЬ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(40). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/5(40).pdf
3. Официальный сайт Левада–Центр - http://www.levada.ru/2010/12/19/krizis-morali-i-nravstvennosti/
4. Паймухина Э.Л. ПРАВО И МОРАЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2017. № 8(8). URL: https://sibac.info/journal/student/8/79678.
5. Разин Александр Владимирович Происхождение морали: свобода воли и нравственность // Актуальные проблемы российского права. 2018. №8 (93). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proishozhdenie-morali-svoboda-voli-i-nravstvennost.
6. Самигуллин Венир Калимуллович О СТЕПЕНИ НРАВСТВЕННОСТИ ПРАВА (К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА) // Проблемы востоковедения. 2017. №4 (78) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-stepeni-nravstvennosti-prava-k-postanovke-voprosa.
7. Чечельницкий И.В. Принцип справедливости в российском праве [Электронный ресурс] // Социально-экономические явления и процессы. 2014. №7. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/printsip-spravedlivosti-v-rossiyskom-prave.